Сегодняшнюю статью я посвящаю одному из самых злободневных вопросов:
- Что такое Интернет, какова его роль и значение в жизни современного
общества и какое влияние он оказывает на состояние и развитие
современной русской литературы?
Настоящая статья заинтересует здесь немногих читателей,
ибо большинство пользователей заходит на этот сайт с единственной целью
разместить в сети новые свои «поэтические шедевры», дабы заполучить
внимание и доброжелательные отзывы читающей публики.
Как правило, эти люди не интересуются разного рода литературоведческими
теориями и концепциями, и не принимают живого участия в серьёзных
обсуждениях и дискуссиях.
Подобного рода поведение считается здесь наиболее лояльным и всякий,
вписывающийся в рамки сей поведенческой модели принимается за человека
«занимающимся настоящим творчеством».
Поэтов, рассматривающих свое творчество в контексте всеобщего
литературного процесса и задумывающихся не только о популярности и
мимолётной славе, но также и о качестве своих «нетленок», о способах
определения критериев оценки литературных произведений, о социальной
роли современного поэта, и, наконец, о назначении и призвании
литературы, - единицы.
Вот их-то я и приглашаю стать моими желанными гостями и читателями, единомышленниками или оппонентами – не важно.
Главное – общность интересов, но не пристрастий.
Обязательно единство позиций, но вполне допустимо, и даже желательно несовпадение взглядов и расхождение мнений.
Итак, что же такое Интернет?
Какова его роль и значение в жизни современного общества?
Какого его влияние на нашу национальную литературу (и на поэзию – в частности)?
Начнем с азов, то есть – с определений.
К сожалению, Владимир Даль нам тут не помощник.
Обратимся к Яндексу:
________________________________________________________
***
«Интернет - глобальная информационная сеть, части которой логически
взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства,
основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества
взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к
компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и
дискуссионным группам».
________________________________________________________
Сущность как будто ясна.
Но остается не выяснена самая суть: что же такое Интернет – предмет? явление? событие? действие?
На этот вопрос, как мне кажется, неплохо ответил Кирилл Куталов в обсуждении ЛГ (№28-29 за 2000 год):
_____________________________________________________________
****
«Интернет – это не газета, не телевидение, поскольку и газеты, и
телевидение кому-то принадлежат. Интернет не принадлежит никому, как
алфавит. Интернет – это среда присутствия».
_______________________________________________________
Среда присутствия!
Правда, хорошо сказал?
Отсюда – и само собой напрашивающиеся выводы, отвечающие на все последующие вопросы.
Стоит лишь определить основные свойства «среды присутствия» - становится
ясно, что роль и значения сети в общественной жизни незначительным и
незаметным быть просто не может.
В пределах сети значительно увеличивается скорость обмена информацией,
а ведь процесс информационного обмена является решающим в деле эволюции и прогресса человеческого общества.
Исчезают расстояния, отменяются законы триединства времени, места и действия,
миллионы разрозненных километрами людей, включивших коннект, по
чудесному мановению превращаются в единое, сплоченное, спаянное
килобайтами и туго переплетённое проводами Человечество.
Виртуальная «среда присутствия», доступная для каждого отдельного
индивида, заключает в себе безграничную потенциальную возможность
соединения умов и сплочения душ.
Именно здесь, в пределах виртуальной реальности происходит процесс концентрации коллективного разума населения планеты.
Год за годом, день за днём, минута за минутой, с каждой публикацией или
выступлением на сетевом форуме мы приближаемся к осуществлению самой
утопической мечты всех времен и народов – всеобщему международному,
межнациональному и межличностному единению.
Интернет – «Вавилонская башня» наоборот!
Ну а как же литература?
Которая до сих пор исполняла не те же ли самые функции, что нынче принимает на себя «глобальная информационная сеть»?
Не она ли в разных своих ипостасях (через устный фольклор, рукописи,
печатные книги, листовки, журналы, газеты, затем через теле и радиоэфир)
до сих пор являлась основным источником и проводником смысловой
информации?
Тогда, быть может, Интернет – всего лишь новая её форма существования?
Существования литературы - как явления и процесса в общем.
Что касается литературы как искусства,
то здесь нельзя удовлетвориться столь демократичным и всеобъемлющим объяснением,
ибо речь идёт уже не о форме, а о содержании и его качестве.
Несомненно, «среда присутствия» оказывает достаточно серьёзное воздействие на объект, даже на одушевлённый.
Так, камень, брошенный в реку становится мокрым, в огонь – горячим и раскалённым, уложенный под пресс – рассыпчатым.
Литературу же делают люди, которые еще больше зависимы от среды, как физически, так и психологически.
Это объясняет многие современные литературные процессы.
Так, резкое понижение художественных и эстетических норм легко объясняется демократичностью и массовостью сети.
Что поделаешь – нынче Интернет удовольствие недорогое и общедоступное.
В сеть выходит простой народ, тот самый, что когда-то зачитывал до дыр
безграмотные «Прелестные письма» Пугачева и, через несколько столетий,
«проспал Мейерхольда».
Такая публика в принципе не может оценить истинных интеллектуалов и художников слова,
ибо за столетия истории жизнь научила этих людей лишь любить,
ненавидеть, умирать за идею, зарабатывать деньги, но не мыслить и не
чувствовать – на это просто не хватило времени.
Мыслить и чувствовать нашего читателя научить должна была классическая
литература и литература советского периода, но слишком коротким оказался
срок, и люди усвоили только идею «свободы слова», не успев научиться
сопоставлять эту концепцию с понятием «ответственности за принятый
выбор».
Интернет ворвался в российскую жизнь слишком скоро, причем как раз
тогда, когда в нашей литературе случился период «междуцарствия» -
советская литература приказала долго жить, а литература новой
капиталистической России еще не сформировалась.
Вот он и занял освободившуюся нишу - место «властителя дум» и «души народной».
Высокодуховный, но эстетически невежественный народ не заметил подмены, и
охотно стал повиноваться ему как родному царю-батюшке, ибо, подобно
Пугачеву, самозванец раздавал простые и понятные обещания, навроде
«восстановить все казачьи вольности, дать землю, реки, деньги».
Свобода слова для утомлённых безголосием прежних «совков» оказалась
заманчивым соблазном и психологически была воспринята почти как «право
частной собственности».
Народ стихийно ринулся в Интернет и с песнями-плясками принялся засевать полученные от царя безразмерные виртуальные делянки.
Главное - земля моя!
Что хочу, то и ворочу!
Не так уж важно, что вырастет из этого посева, хоть рожь, хоть горчица, а не вырастет мак – перебудем и так.
Если же совсем ничего не получится – перейдем на другой участок.
Такой способ земледелия называется «экстенсивным».
В противоположность «интенсивному», предпочитаемому литературой бумажной.
Количество – ценой качества, гласность – ценой эстетики, - вот основные принципы виртуальной русской литературы.
Что из этого следует?
Если вспомнить, что Интернет, все ж, не царь и не Бог, а «среда присутствия», а литература – духовная пища нации?
Не иначе, как реальная угроза духовного голода или тяжёлого нарвственного отравления, возможно даже с летальным исходом!
Как с этим бороться?
Можно устроить митинг.
Всем виртуальным миром написать манифест протеста и потребовать изгнания
из «среды присутствия литературы» всех графоманов и демагогов.
Но значительное большинство пользователей и посетителей литературной сети как раз таковыми и являются!
Истинным дарованиям во все века и времена, в любой «среде присутствия»
счет ведётся на единицы, при чем, единица, заявившая о себе «я – талант,
я - гений» немедленно исключается из ряда.
Кому же тогда идти на митинг?
Можно устроить забастовку, выключить компьютеры, а свои горящие рукописи отнести в реальное издательство.
Понятно, что толку от такой забастовки, даже если кому и удастся её
организовать, не будет, ибо Интернет – не завод, и не фабрика, а «среда
присутствия», как стадион или лесная поляна и ничего ему от нашего
«отсутствия» не сделается: придут другие, которые лучше нас, смелее и
моложе.
У них тоже руки чешутся взяться за соху и на их полях успешно взойдут всходы сорняков, не уничтоженных нами теперь.
Как же быть нам, кротким и тщеславным жертвам Емельяна?
Для желающих «изменить мир к лучшему» есть единственная верная дорога:
следует начать с себя.
Пользуясь всеми возможностями Интернета необходимо повышать уровень собственной грамотности и расширять мировоззрение.
Отнестись к себе и к своему творчеству со всей строгостью и дисциплиной.
Потребовать от себя невозможного: писать хорошо, писать мало, не
засорять трафик без особой на то нужды – поводом к размещению нового
произведения может быть только божественное вдохновение, но никак не
жажда тщеславия и погоня за липовыми «балами».
Понять, что свет не сошёлся клином на твоей странице, «проанонсированной
на главной», существуют и другие авторы, хуже ли, лучше ли тебя, но так
или иначе, все они пришли на этот сайт и в той или иной степени
принимают участие в становлении новой народной литературы.
Осознать, что не только твое слово, но и твой голос оказывают непосредственное влияние на будущее этой литературы в сети.
Она будет такой, какой захочешь именно ты.
Если только ты хоть что-то попытаешься для этого сделать.
-----------------------------------------
С уважением к читателям, осилившим статью и с пожеланиями узнать Ваше мнение по теме,
Кроме 'очищающего' воздействия литературы существуют и 'загязняющие' источники. Эти два потока действуют на людей одновременно и аногонистичны по своей природе. Какой из них победит, так 'башня' и повернута. ИМХО сейчас 'загрязняющий' намного сильнее.
Что мне нравится в вашей жизненой позиции, так это неиссякающий оптимизм.И вы абсолютно правы. Не будет очищающих и мир очень быстро превратится в духовную помойку. Поздравляю с днем рождения, желаю вам твердости духа и всегда быть оптимисткой.