Пятница, 29.11.2024, 22:41
Севриковой.net
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Творчество


Форма входа
Коллекции
Инфо
Братья по разуму
Всякое-разное
  • Литпричал
  • Литературная газета
  • Отзовик
  • Фриланс
  • Сайт Конкурса ТСЖ
  • Seragem
  • Лагерь "Дубки"
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Спецсервис
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0
    Поиск
     Всё, что есть у меня

     [ Добавить статью ]

    Путь "Причала"
    Сколько в сети сайтов с возможностью свободной литературной публикации? Десятки? Сотни? Или уже тысячи? Вряд ли кто ставил пред собой задачу сосчитать их или составить подробный их каталог. Да и какой смысл в подобном усердии, когда, практически все авторы, выходящие в сеть, имеют страницы на древнейших в сети ресурсах Стихи.ру, Проза.Ру, «Самиздат» и «Литсовет», и, как правило, большинство , используют эти страницы как основное хранилище текстов, а следовательно на всех других порталах — лишь время от времени повторяют свое уже опубликованное?

    Для чего и кому нужны новые, никому не известные и малонаселенные сайтики, устроенные «по образу и подобию» ресурсов «Великой Четвёрки», упрямо называющие себя «уникальными», «перспективными», «уютными», «свободословными» и даже «элитными»? Какая польза от них рядовому автору? Читателю? Русской литературе в целом?

    С одной стороны — на этот вопрос всего проще бы было ответить банальным отрицанием: «Если существуют четыре гиганта, на которых хватает места всем — маленькие сайтики не нужны», и объявить само их существование если и не ошибкой их создателей, то, как минимум — недоразумением.

    С другой стороны - давайте вспомним классика. «Если звёзды зажигают — значит это кому-нибудь нужно». Кому? Наверное тем, кто зажигает? То есть, владельцам, создателям, инициативной группе. Зачем? Ну, было бы это дело доходным и прибыльным — тогда и разговаривать не о чем. И так всё ясно: деньги есть деньги. Но ведь нет тут никакой экономической выгоды, по крайней мере для тех, кто представляет пользователям бесплатные публикации и возможности продвижения. Одна головная боль: организовать работы по технической части (программист, дизайнер), организация работы редакторского кабинета, где взять пользователей, где взять читателя, как их удержать на ресурсе и т.д. И все это — задарма. В лучше случае — «за спасибо». А чаще — в обмен на постоянные упреки: «это можно было бы сделать лучше, а это — вообще иначе, а вот тут администрация (хозяева-редакторы) проявили себя вообще как полные бездари»...
    За такое «вознаграждение», извините, не всякого за деньги работать заставишь. А эти «зажигатели звёзд» - добровольно в гуж впрягаются. Тут уж, согласитесь, есть над чем подумать! Не денег так славы ради? У известного из поговорки народной козла отпущения тоже, знаете ли, слава. Разумный человек вряд ли такую себе пожелает.

    А может они просто неразумные? Сумасшедшие какие-нибудь? Или...

    Вот эта версия — как-будто ближе к действительности.
    Знаете, везде во всякую эпоху непременно находились люди, не соглашающиеся с тем, что установленный до них и без них порядок вещей представляется лучшим из возможных. Люди, ищущие свое собственное решение заданной временем проблемы, и воображающие, что существует возможность разрешить данную проблему с устранением ошибок предшественников.

    Ну не сумасшедшие ли они? Идущие какими-то сложными, неизведанными путями, когда есть простой и проверенный — влиться, спеться, сработаться, стать своим?

    История знает массу таких примеров. Зачем было Новикову издавать «Трутня», когда было уже такое хорошее екатерининское издание как «Всякая Всячина»? И для чего Пушкину понадобился «Современник», если была булгаринская «Северная пчела»? Но их-то мы понимаем. В конце концов, время всё показало и все объяснило. Гораздо сложнее разобраться, зачем нашему современнику Иванову нужен виртуальный «ЛитКонтинент», Петрову «Поэтический Остров», а Сидорову «Говорящая Русь»? Мало, что ли, места там, где его хватает всем?...

    Собственно, ответ мы уже получили.
    Дифференциализация литературного процесса — закономерное явление в истории литературы, и, если мы его наблюдаем, то это означает, что современная литература, во-первых — существует, во-вторых — развивается нормально и согласно законам, свойственным самой сущности данного явления.

    Новые сайты возникают как следствие неудовлетворенности отдельных авторов или читателей концепциями, предложенными уже существующей четвёркой гигантов. В том, в чем большинство — видят исключительные удобства и гармонию — отдельные из наших современников находят изъяны. И тут происходит очередное разделение по категориям: одни — найдя изъяны, предпочитают не обращать на них никакого внимания, другие — принимаются ругаться с действующими администрациями и требовать исправлений, третьи — встают на сложный путь созидания, приводящий кого-то к успеху, кого-то — к поражениям, и тем не менее, как и всякое творчество, являющимся самым благородным из возможных путей.

    Новых сайтов — много. Успешных и популярных (собственно, прилагательное «популярный» - является одной из важнейших категорий определения степени успешности сетевого ресурса) — меньше. На сегодняшний день ресурса, способного составить серьёзную конкуренцию «великой четверке» практически не существует. Однако, уже можно разглядеть отдельных кандидатов на это место, например ЧХА (Что Хочет Автор) или наши «братья-близнецы» «Изба-Читальня».

    Отметим, что оба сайта замечательны тем, что, при анализе концепции редакторской политики того и другого, можно легко определить составляющую, отличающую данный сайт от «всех остальных». Так, любой из пользователей, имеющий некоторый опыт «вращения в сетературных кругах» сразу отметит, что на ЧХА все время проходят конкурсы, а на ИЧ — есть свободный и почти немодерируемый (что, конечно, ужасно, но зато как интересно) форум. И вот этого-то — конкурсов и возможности высказаться абсолютно про что угодно, как угодно и про кого угодно — так остро не доставало некоторым на Стихи.Ру и на Прозе.Ру и на Самиздате. На Литсовете, конечно, редакция уделяет должное внимание и конкурсам, и форум там имеется, но уровень иной. Нужно быть уверенным в себе профессионалом, чтобы комфортно чувствовать себя там, среди мастеров и подмастерьев. Основная же масса творческого люду в интернете — даже если и пытаются себя выдавать за профессионалов — внутренне хорошо понимают, что таковыми не являются, а потому ищут конкурсов и форумов «попроще». Как следствие этой тенденции — высокая популярность ЧХА и ИЧ.

    Больше всего в сети сайтов «нераскрученных». Маленьких по количеству авторов, с тихими, практически безжизненными форумами и редкими читателями.

    Что можно о них сказать? Что можно им напророчить?...

    Найти причины «непопулярности» - не так уж просто. И тут даже можно провести аналогию: «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастная семья несчастна по-своему». Как мы уже выяснили, «популярность» - есть мера успешности сайта. Но можно ли «популярностью» измерить уровень редакторской работы и качественный уровень материала, составляющего основной литконтент? Два вышеприведённых примера красноречиво свидетельствуют, что, порой, эта самая «популярность», достигается не повышением, но снижением требований к качеству. И, если ЧХА выходит в лидеры благодаря активной работе редколлегии и энтузиазму пользователей, то ИЧ набирает очки за счет флуда и флейма, явлениям, как правило, не одобряемым практически на всех ресурсах (за исключением специфических ресурсов, которые были созданы именно с целью предоставить пользователям возможность для словоблудия)..

    Так-то — так, но мы живём в 21 веке, в веке, отношение которого к успеху, славе и популярности точно выражается в риторической вопросительной формуле:
    «Если ты такой умный — почему ты такой бедный?».

    «Мы такие непопулярные — потому, что мы боремся за высокий уровень культуры и литературы», - звучит, увы, как робкое и смешное оправдание собственной неспособности к организаторскому процессу.

    Да, мы не хотим «расти на скандалах», и возможности постоянно заниматься «конкурсами» у нас сейчас нет, поскольку редколлектив небольшой, а дел у молодого сайта — всегда по горло. Но что толку в этом оправдании, если результат — один: стоим на месте и не развиваемся? Что толку, если проблема не решена: путями приводящими к стопроцентному успеху, но, с нашей точки зрения, противоречивыми — идти не желаем, а собственных - так и не находим?

    Вот тут-то и больное место, по которому нас постоянно бьют критически настроенные оппоненты и "доброжелатели". И самый достойный ответ в этом случае — обнаружить это больное место, и не пытаться делать вид, что нам не больно, но подумать, что можно сделать, чтобы более не подставлять его под удар.

    Что мы - «молодой, маленький и уютный» сайт с красивым названием можем предложить как альтернативную концепцию против концепции «великой четверки» и «успешников", нашедших свою нишу в рулинете?

    Ответ на этот вопрос можно искать годами и десятилетиями. Однако — он уже есть, ибо он — уже был, достаточно только вспомнить собственную историю. С чего всё начиналось? Почему создатели этого сайта в свое время не удовлетворились Стихирой и не стали задерживаться на успешном и перспективном ИЧ, и не сбежали с ИЧ на ЧХА? Какие ценности искались и не находились на сих больших, всем доступных и очень читаемых порталах?

    Отметим некоторые важные моменты. Во-первых — неграмотная и непрофессиональная модерация, из-за которой у авторов довольно часто возникают «окололитературные проблемы". На «Стихи.Ру» - постоянная угроза, что твое произведение «сотрут по жалобе анонима», причем даже и вне зависимости от его содержания. Там «модераторская политика» - проста: «Лучше перебдить, нежели недобдить», и если кто-то посчитал себя оскорблённым оттого, что на него написали «пародию», давайте лучше утихомирим пародиста, нежели станем тратить время на объяснение «обиженному» философской концепции о «свободе творчества». На ИЧ - обратная сторона медали. Вам не нравится, что на форуме народ обсуждает Ваш лик на фотографии, судачит о Вашей фигуре, отпускает грязны шуточки в адрес Ваших друзей и близких? Но это Свобода Слова! Которая охраняется Конституцией РФ! Впрочем, бывают и исключения. Обсуждайте, кого хотите, но критиковать стихи главного редактора — это уж, извините, ни в какие ворота не лезет! Или, допустим, администратор вычитал в Ваших произведениях «святостатство и оскорбление православной религии». Тут уж тоже свободу слова отменяем. И наплевать, что оценка содержания Вашего произведения — всего лишь субъективное мнение одного из читателей, хоть и с припиской к нику «админ»...

    Ни той, ни другой модели модерации, нам, естественно, не надо. Какая же нам модерация нужна ? Уважающая Свободу Слова и Мысли («Я могу быть несогласен с Вашим мнением, но готов умереть за Ваше право его высказать»), но не терпящая банального, пошлого, люмпенского хамства, выражающегося в сплетнях, клевете, глумлении над личностью.

    Второе - ни на одном из сайтов «великой четвёрки», даже на «Литсовете», мы не наблюдали серьёзной попытки организовать разумный «отсев» материалов, попадающих в топ. Возмутительно, что на Стихи.Ру любую чепуху можно вывесить на главную за определенное количество баллов (рублей). И пусть в договоре о публикации где-то есть отметка, что «Ваше произведение может быть снято с анонсов» - реально, что бы Вы туда не повесили, какого бы отвратительного качества Ваша поэтическая нетленка не была , да пусть даже и вовсе никакого качества нет — ленту анонсов она сто процентов пройдет. ( Другое дело, если в Вашей нетленке будет что-то такое, на что может «пожаловаться» аноним («злостный антисемизм», например или «русофобия»)).
    Самые рейтинговые авторы на сайтах «великой четверки» — авторы, которые чаще всего болтаются в сети, и среди них, конечно, не всегда оказываются те, которые действительно «хорошо пишут».

    На своем сайте мы постарались изменить эту ситуацию и разработали новую схему определения «авторской популярности». Мы исключили возможность влияния на рейтинг количества «написанных рецензий». Авторская популярность у нас зависит только от рецензий полученных и количества читателей (то есть, авторскую популярность автору создает читатель, и только читатель). Баллы же за написанные же рецензии подсчитываются другим счетчиком, определяющим не популярность, но активность. Активность на сайте сайтом вознаграждается в баллах, которые можно на что-нибудь "потратить".

    Система пока недостаточно проработанная, однако положительные результаты уже выдает. Например у нас достойные и талантливые авторы имеют высокий рейтинговый показатель, вне зависимости от частоты «мелькания» в сети.

    Третье, чего нет у других и хотелось бы создать нам — это некая атмосфера «преемственности поколений». Люди, приходящие на ту же Стихи.Ру — полагают, что первыми поэтами в мире были, наверное — Артис, Эклога, Коровин, Ракита... Прекрасные авторы! И, может быть даже про них потомки скажут: «Они были гениями начала третьего тысячелетия». ИЧ — думают, что у истоков русской литературы стояла Виолетта Баша (а до неё — Денис Коротаев (тоже гений, но речь-то не о том)). Литсовет — там авторитеты покруче. Но опять же, они упираются в наше нескромное время. ЧХА — свои слоны. Мы же — хотим дать почувствовать нашим авторам, что Литература — это искусство, со своими многотысячелетними (!!!) традициями. Храм. А в храме — Бог. А Бог — это … даже и не Пушкин (хотя тоже ведь гений!)... и даже не неизвестный Боян из «Слова...». Бог — это Слово, сказанное всеми Гениями, Талантами и Дарованиями до нас, и это Слово, которое говорим мы, и это Слово, которое скажут после нас... Целая философия... Но, как у всякой замечательной идеи — у неё должно быть свое материальное выражение. Какое?
    Мы хотим создать у себя на сайте библиотеки классики и творческие лаборатории современных авторов, дать возможность работать реальным сообществам — как литературным группам, связать виртуальную литературную жизнь с жизнью реальной, через интернет — соединить и объединить огромную Россию, любящую и понимающую слово, свято верящую в свою литературу.

    Грамотная модерация, разумная рейтинговая политика, атмосфера, способствующая не только развитию творческого процесса, но и освоению ценного литературного опыта прошлых поколений — вот важнейшие из задач, которые ставила перед собой инициативная группа создателей Причала, и которые стремится выполнить ныне существующая редакция.

    И как следствие вышеизложенного, как итог — четвёртая, важнейшая из важнейших. Проблема, её порождающая: ни на одном из сайтов «великой четверки» - нет настоящего Читателя.

    Огромные списки читателей, бесконечные ленты рецензий. Но был ли Читатель? Тот, который читает и отзывается не затем, чтобы ему в ответ аукнулось. Тот, который ознакомился с твоим творчеством не потому, что хотел бы узнать, что написал «коллега». Не собрат по перу, не начинающий критик, не конкурент и не союзник, но просто — ЧИТАТЕЛЬ? Был ли такой?
    Приходили ли к Вам на страницу рабочий и хлебопашец, чтобы найти в Ваших словах поддержку, утешение, помощь? Провинциальная учительница начальных классов, подбирающая материал для урока — что прочитать детям про весну? Про зиму? Про труд? Про военную славу России? Грустная девушка, пишущая письмо любимому в армию, пожелавшая своему милому сказать о своей нежности и верности возвышенно, красиво, душевно, как можно только в стихах?...
    Возможно такие случаи и были... Но единицы. Вопрос: где взять такого читателя? Как его привлечь на наши литсайты? Не говорите, что его нет — вон он, этот Читатель — ходит по улицам, ездит в трамваях толпами, метёт снег, укладывает шпалы, тащит авоськи из магазинов... Он есть. Он — Народ. Взрастивший нас, таких талантливых, таких мудрых и душой прекрасных... Но нет ему дела до нас!

    Да, сейчас у Причала нет той популярности, на которую мы рассчитывали (и уж тем более нет той, какой бы нам хотелось). А нам — без малого девять месяцев. Вполне достаточный срок для созревания человеческого эмбриона. Следует ли нам на этом этапе признать свою «непопулярность» - как поражение и расписаться в том, что наши пожелания и мечты — недостижимы?

    «Да, да, да!!!» - во сто глоток кричит форум ИЧ. Но мы, всё-таки, не спешим соглашаться с этим приговором. Если намечен дальний путь — большим успехом в его преодолении можно считать уже то, что ты стоишь на месте, а не пошёл в другую сторону. Мы с самого начала ясно представляли, чего мы хотим. А на данном этапе — уже осознаем, что именно нужно делать, чтобы этого добиться. И даже имеем некоторые позитивные результаты, которые, в перспективе, конечно же станут заметны не только нам одним ( новый рейтинг, проект «библиотека»). Возможно даже то, что некоторые авторы от нас ушли — следует расценивать как успех, а не наоборот. Ибо их уход означал категорическую неприемлемость наших идей. А есть ли смысл что-либо строить совместно с людьми, тебя не понимающими и не поддерживающими? Хороший, пожалуй, урок для наших редакторов: хоть оппозиция иногда и приносит пользу, заставляя вовремя обратить внимание на те или иные упущения, опираться нужно не на неё, а на единомышленников.

    Ошибки - на то и существуют, чтобы из них извлекался необходимый жизненный опыт. Сумей мы в свое время поладить с «оппозицией» - возможно наш ресурс сейчас бы имел несколько большую посещаемость и более живой, интересный форум. Однако, значит ли это, что мы бы хоть на шаг приблизились к намеченным изначально целям? Заботит ли «ушедших» культура модерации и топ-политики, заняты ли эти литераторы процессом самообразования и самосовершенствования (да и заняты ли они вообще чем-нибудь кроме участия в ежевечернем ритуале "поржать на форуме"?!), читает ли и отзывается ли им кто-кто, кроме такого же как они сами озабоченного посещаемостью своего аккаунта «коллеги»? Просматривая деятельность этой большой и очень активной группы в сети мы содрогаемся от мысли: «А что бы мы делали, если бы они решили остаться с нами?!». Всё, что ни делается делается к лучшему. Хотя, честно говоря, чтобы это «лучшее» создать — оставшимся нужно много работать, без устали и не опуская рук, не отвлекаясь на мелочи, не пытаясь найти компромиссы между противоречивыми по своей сущности вещами — дешёвой популярностью и высокой миссией, которой традиционно удостоена русская литература, не приемлющая ни насильственных ограничений, ни вседозволенности, глубокая и возвышенная, профессиональная и в то же время востребованная простыми людьми, стремящаяся сделать мир лучше и добрее. Настоящая русская литература.

    08.12.2009

    Категория: Все статьи | Добавил: sevrikova (17.01.2012)
    Просмотров: 121 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz