А про оптимизм скажу так. Человек должен надеятся что люди вокруг него все же начнут следовать пути который им Бог указал. Тогда и мир изменится. Оптимизм заключается в вере, что в конечном итоге будет счастливый финал.
Бог дал человеку свободу воли и право свободного выбора. Бог никого не принуждает. И мы не должны принуждать. Нам остается принять выбор, который делают люди окружающие нас. Другое дело, что есть неизбывная русская мечта об идеальном государстве. О государстве, в котором правят любовь к ближнему и справедливость (прототипом которого служит библейское царство Божие). Это и есть не высказанная “национальная идея” , которая подспудно живет в умах . Хоть реальность и далека от идеала. Идея продолжает жить в умах многих поколений русского общества. И сдавать свои позиции пока не собирается. Для реализации этой мечты необходимо, чтобы люди ДОБРОВОЛЬНО исправили свои пути. А вообще, изменения не всегда происходят добровольно. Чаще входят методом кнута. Но применять кнут людям не стоит, это прерогатива Бога.
“Что хватит сил и воли...” . Это вопрос эффективного приложения усилий. Поменять мир в лучшую сторону - сложная задача. Если расходовать силы не эффективно, то никаких сил не хватит. А эффективно приложить силы не возможно, пока не выполнено несколько условий. Сначала надо разобраться в том, какая сложилась ситуация на текущий момент. Затем понять, какие изменения нужны и реально ли их воплотить в жизнь. Дальше надо составить подробный план. Найти средства и ресурсы для исполнения плана. И только потом приступать к его реализации.
А вот с этим стихом я не согласен. Бог дал человеку свободную волю и право выбирать свой путь. При этом он указал путь, идя которым, человек не будет страдать. Другое дело что люди не следуют этому пути и как результат выбора человека мир вокруг него стал злым. Не бог сделал мир злым, но выбор человека в сторону зла. Допустим родитель говорит ребенку не суй пальцы в розетку, а то тебя ударит током. А ребенок не слушает и упорно сует и в итоге получает удар током. Начинает реветь. Так как же ребенок может винить родителя? Тот ведь предупреждал его. Так и люди не должны Бога обвинять. Бог ведь предупреждал. И потом ВЫ бы хотели чтобы Бог ВАС каждый раз по рукам бил за каждое ВАШЕ неверное движение?
Мне представляется правильным, когда поэт учитывает воздействие, которое его произведение оказывает на неискушенного читателя. Ведь далеко не все Вольтера читали. Важно, какие образы возникают в умах неискушенных читателей. И как они воздействуют на умы, какой результат в итоге получается. Не исказится ли представление о Боге после этого, не будут ли они считать его не справедливым, бесчувственным и не милосердным? Ведь если такое представление о Боге закрепится в головах у читателей, то получается, что все заповеди, вроде как, и не обязательно соблюдать.Для читателя важно от кого исходит доброе и вечное. Желательно чтобы оно исходило из источника, в котором нет сомнений. Кстати, ИМХО если допускать в некоторых стихах нецензурные слова, то у читателей могут появиться сомнения в морально-нравственных качествах поэта. В этом случае, читатели будут с опаской относится ко всем остальным его произведениям. Какими бы высокоморальными они не были.